Уход за цепью велосипеда и мотоцикла. Чистим и смазываем

Цепная передача появилась ещё в Древней Греции, и до сих пор актуальна и активно применяется в технике. Преимущества цепи — простота конструкции, высокий КПД, бесшумность и универсальность. Цепи используют для передачи мощности там, где важны компактность и малый вес: в велосипедах, мотоциклах, гоночных картах, а также в инструментах (например, бензопилах) и промышленном оборудовании. Но долговечность цепи напрямую зависит от её чистоты и качества смазки, при этом новая цепь относительно дорога, да и меняется обычно вместе со звёздами. Регулярное обслуживание цепи продлевает срок её службы в разы, тем самым существенно экономя деньги и время.

Как часто нужно обслуживать цепь

Периодичность обслуживания зависит и от условий эксплуатации, и от нагрузки, и от размера цепи. В среднем, цепь велосипеда чистят и смазывают каждые 100-150 км пробега, а цепь мотоцикла — каждые 500 км. Езда по грунтовым дорогам заметно сокращает эти интервалы. Цепь следует обслужить досрочно в следующих случаях:

  • При появлении шума. Цепь должна работать тихо, не издавая никаких посторонних звуков. Если вы слышите громкий шелест, хруст или скрипы, то цепь пора чистить и смазывать.
  • После водных процедур — сильного дождя или мойки. Струи воды вымывают смазку из звеньев цепи. Если после этого цепь не обслужить, то она начнёт ржаветь уже через пару дней.
  • После грязевых ванн. Если вы заехали в раскисшую глину или болото, то на цепи почти наверняка останутся комья грязи. Вычистить её нужно как можно скорее.
  • В конце сезона. При консервации техники на зиму цепь нужно очистить и смазать в любом случае, чтобы влага и загрязнения не вызвали коррозию.

Педантичные ездоки вообще обслуживают цепь перед каждой поездкой. Цепная передача — как раз тот случай, когда кашу маслом не испортишь. Езда на сухой цепи грозит не только шумом, но и сильным износом звеньев и звёзд: твёрдые частицы пыли и песка, попадающие на цепь, работают как абразивный скраб, буквально съедая металл. Поэтому цепь нужно обслуживать регулярно и тщательно.

Чистка и смазывание цепи всегда идут вместе, друг за другом. Оставлять очищенную цепь без смазки столь же бессмысленно и вредно, как смазывать грязную. Оба действия — часть единой процедуры обслуживания. Начинаем, конечно, с чистки.

Чем и как чистить цепь

Перед тем, как чистить цепь, задумайтесь на секунду о её конструкции. Цепь отнюдь не цельнометаллическая, как может показаться внешне. Большинство современных цепей — так называемые сальниковые, с резиновыми уплотнениями между пластинами звеньев, которые могут быть разной формы («O-ring», «X-ring», «W-ring»).

Эти сальники сохраняют смазку внутри втулок, существенно продляя ресурс цепи. Но они же повышают требования к её обслуживанию: цепь нельзя чистить щётками с жёстким ворсом (тем более металлическими), нельзя использовать мойку высокого давления («керхер») и агрессивные средства, такие как бензин, «карб-клинер» и растворители — из-за них сальники в звеньях разбухают и перестают удерживать смазку. Стоит лишь раз помыть цепь бензином, и её можно выбрасывать.

Сальник цепи, отмоченный в бензине, в сравнении с оригинальным. Воздействие других жидкостей.

Но если на поверку цепь такая чувствительная, то как удалить из звеньев остатки грязной старой смазки? Для этого есть специальные средства для очистки цепей: они растворяют загрязнения, не повреждая резиновые сальники. Наиболее эффективны очистители в виде аэрозолей, за счёт лучшего проникновения внутрь звеньев.

Очиститель цепей G’ZOX Chain Cleaner

Обслуживать цепь лучше после короткой поездки, чтобы она поработала и прогрелась — грязь будет проще удалить. Вращая колесо, наносим очиститель на всю поверхность цепи и оставляем откисать на несколько минут. По самым грязным участкам можно пройтись кистью с мягким ворсом, смоченной в очистителе. Когда цепь почищена, остаётся сполоснуть её чистой водой для удаления остатков средства, и протереть насухо чистой ветошью. Всё готово к смазке.

Как смазывать цепь. Виды смазок

Для смазывания цепей в продаже есть как аэрозоли, так и жидкие составы. Отличаются они лишь способом нанесения: аэрозоль использовать проще и быстрее, он лучше проникает в пары трения, но его расход выше, чем у жидкой смазки.

Смазки для цепей отличаются составом. Вот самые распространённые:

  • Силиконовая смазка — универсальная, применяется для смазывания любых трущихся поверхностей. Не разрушает резиновые детали. Отталкивает пыль.
  • Графитовая смазка — «старая школа». Графит обеспечивает неплохое скольжение, но сильно пачкает всё, на что попадает. Применяется преимущественно для смазывания резьбовых соединений.
  • Восковая (керамическая) смазка — образует толстый защитный слой на поверхности металла, но довольно легко смывается. Используется, в основном, в сухую погоду.
  • Тефлоновая смазка — наиболее продвинутая на сегодняшний день синтетическая смазка для цепей. Тефлон обладает очень низким поверхностным натяжением и адгезией — вода его практически не смывает. Антистатические свойства смазки препятствуют налипанию пыли на цепь.

Тефлон (по-научному — политетрафторэтилен) отличает уникальная химическая стойкость: его не разрушает ни кислота, ни щелочь. Благодаря высокой сопротивляемости механическому истиранию тефлон снискал популярность не только в промышленности и технике, но и в быту — сковородки с тефлоновым покрытием есть почти в каждом доме.

Смазка для цепей G’ZOX Teflon Chain Lubricant

Некоторые смазки категорически нельзя использовать в цепной передаче. В первую очередь, это густые консистентные смазки — литол, солидол и подобные. Они не проникают внутрь трущихся пар, а остаются снаружи, собирая на себя всю дорожную грязь. Не сильно лучше трансмиссионные автомобильные масла, которыми смазывали цепи в далёком прошлом. Они хоть и более текучи, но антистатических свойств не имеют, поэтому ловят пыль и загрязняют цепь. Наконец, весьма распространённая ошибка — обрабатывать цепь проникающими смазками, такими как «жидкий ключ», WD-40 и аналоги. Строго говоря, эти средства не являются смазками: в их основе — растворитель Уайт-спирит, почти не имеющий смазывающих свойств. Они созданы для откручивания закисшего крепежа, размягчения ржавчины и вытеснения влаги, но никак не для смазывания цепей.

Смазывание предварительно очищенной цепи не составляет труда. Смазка наносится на внутреннюю сторону цепи, в зазоры между пластинами звеньев. Тщательно смазывайте каждую группу звеньев и переходите к следующей, плавно прокручивая цепь. После обработки всей цепи подождите 10 минут, чтобы смазка впиталась. Можно ехать!

В путешествии, когда за день преодолеваются сотни километров, стоит проводить экспресс-смазывание, вывешивая заднее колесо. Брызгая смазкой на цепь, быстро вращайте колесо педалями (у велосипеда) или двигателем (у мотоцикла, включив передачу). Это не займёт много времени, и защитит цепь от износа.

Очиститель цепей G’ZOX Chain Cleaner

Тефлоновая смазка для цепей G’ZOX Teflon Chain Lubricant